Игры для детей с амблиопией

развивающие игры для детей с косоглазием

В своей работе тифлопедагога мы столкнулись с необходимостью дополнять, совершенствовать, видоизменять, то есть адаптировать многие игры к особенностям развития ребенка с нарушением зрения.

Причина этого в нарушении зрительных функций: низкая острота зрения (как на обоих глазах, так и на одном), нарушение глазодвигательных функций; ребенок не чувствует глубину, расстояние между предметами; плохо различает цвет и контрастность, затрудняется с различением основных цветов – красный, зеленый и синий.

Развивающие игры для детей с амблиопией и косоглазием

Подбирая игры, мы исходили из того, что они должны способствовать развитию остроты зрения ребенка, поля зрения, цветоощущения, светоощущения, способности видеть двумя глазами одновременно, воспринимать предмет как единое целое (бинокулярное зрение).

Решать развивающие задачи:

  • совершенствовать сенсорный опыт детей с нарушением зрения, развивать умение различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметов;
  • способствовать обучению ребенка максимально полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
  • способствовать формированию мышления: учить детей классификации, группировке.

Решать коррекционные задачи:

  • способствовать накоплению сенсорного опыта детей с нарушением зрения, который закладывает основу для формирования  представлений и понятий; – активизировать несколько анализаторов ребенка (полисенсорный характер);
  • совершенствовать развитие зрительного восприятия, зрительной ориентировки в микро- и макропространствах;
  • развивать зрительную память и внимание. Создание игровой ситуации является важным условием организации коррекционного
    процесса, так как ребенок легко усваивает то, что ему интересно.

Прищепки

прищепки игра для детей с амблиопией

Помогают развивать мелкую моторику, ребенок учится работать одновременно двумя руками под контролем зрения, соотнося их действия, рассчитывать силу, регулировать мышечный тонус.

В играх с прищепками дети с амблиопией осваивают пространственные отношения (например: лапки у цыпленка внизу, ушки у зайчика вверху), учатся соотносить и чередовать цвета, развивают фантазию (ребенок кормит, укладывает спать, выгуливает сделанные игрушки).

Бусы

бусы

Даже простое нанизывание бусин очень увлекательное и полезное занятие. В играх с бусинами развивается точность движения рук под зрительным контролем, ребенок знакомится с понятием «величина» (большой, средний, маленький), учится располагать их в определенной последовательности.

Пирамидка

одна из первых игрушек. Сначала малыша учат просто нанизывать колечки на ось в произвольном порядке, развивая зрительный контроль за своими действиями. Потом ребенок учится собирать пирамидку:

пирамидка

  • учитывает величину колец от большего к меньшему (от трех до пяти колец);
  • выбирает кольца определенного цвета;
  • подбирает заданную форму;
  • выполняет чередование цвета, формы или величины.

Кубики Никитина

кубики никитина

Подбирая нужную грань кубика, ребенок учится соотносить цвета, используя прием накладывания; развивается зрительная сенсомоторная координация.

Палочки Кюизинера

палочки кюизинера

Основной задачей для детей младшего возраста является выбор, локализация, соотнесение палочек по цвету. Ребенок осваивает и обогащает свою речь понятиями: такая же, длинная, короткая, длиннее, короче, одинаковая. Малыш учится выделять части при помощи вопросов взрослого («Что у кошки красного цвета?»).

Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша

привлекают детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети учатся выделять эти признаки самостоятельно, подбирая фигуру к образцу, а потом выделять и группировать по сигналу взрослого и самостоятельно (Игра «Давай познакомимся», где фигуры описывают и называют свое имя: цвет, форму, размер).

Найди тень

найди тень

Умение узнавать предмет в силуэтном изображении развивает целостность восприятия. Помимо других изображений предметов детей подготавливают к определению остроты зрения, знакомя с картинками из таблицы Е.М. Орловой.

Предложенные игры готовят детей к работе на аппаратах лечебного кабинета (синоптофор, бивизиотренер, амблиотренер) в период ортоптического лечения. Так же с помощью игр можно проводить диагностику познавательного развития детей, включая диагностику развития сенсорных и интеллектуальных способностей.

Рейтинг автора
Автор статьи
Александрова О.М.
Написано статей
2100
Была ли статья полезной?
Оцените материал по пятибалльной шкале!
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим мнением, опытом - напишите комментарий ниже.

Оставьте комментарий